Формы устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи
1. Усыновление
Под порядком передачи детей на усыновление понимается организация работы управлений (отделов) образования местных исполнительных и распорядительных органов и учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» с лицами, желающими усыновить ребенка, а также порядок подбора детей для усыновления и передачи усыновленных детей усыновителям.
Кандидаты в усыновители могут получить информацию о процедуре усыновления и перечне документов, необходимых для усыновления в управлении (отделе) образования по месту своего жительства либо в Национальном центре усыновления.
2. Опека (попечительство)
Опека (попечительство) устанавливается для воспитания, защиты личных, имущественных прав и законных интересов детей. Опека (попечительство) устанавливается по решению органа опеки и попечительства (местного исполнительного и распорядительного органа) по месту жительства (нахождения) несовершеннолетних детей, подлежащих опеке (попечительству), или по месту жительства кандидата в опекуны (попечители), если это отвечает интересам подопечного. Кандидаты в опекуны (попечители) могут получить информацию о процедуре установления опеки (попечительства) над детьми, перечне и формах документов, необходимых для установления опеки (попечительства), в управлении (отделе) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее - управление (отдел) образования) по месту своего жительства либо по месту жительства (нахождения) детей.
3. Приемная семья
Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образуется на основании договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в приемной семье.
На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Права и обязанности приемных родителей
● Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку (детям) обладают правами и несут обязанности опекуна, попечителя.
● Приёмные родители не имеют права препятствовать усыновлению приёмных детей другими лицами.
● Права приёмных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
●Приёмные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.
●Трудовой отпуск приёмным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор. На период трудового отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приёмных детей.
● Время работы в качестве приёмных родителей засчитывается в общий трудовой стаж.
●Приёмные родители ведут учёт расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.
● Передача детей в приёмную семью не влечёт за собой возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми алиментных и наследственных правоотношений.
4. Детский дом семейного типа
Детский дом семейного типа - семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или родители-воспитатели выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
Деятельность детского дома семейного типа регламентируется Постановлением Совета Министров РБ от 28 февраля 2006 № 289 «Об утверждении положения о детском доме семейного типа». Детский дом семейного типа создается решением местных исполнительных и распорядительных органов. Общее число детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 10 человек.
Чтобы стать родителем-воспитателем детского дома семейного типа необходимо пройти не только профессиональный и психологический отбор, но и курс обучения.
Защита прав и законных интересов детей-сирот (детей, у которых умерли оба или единственный родитель), детей, оставшихся без попечения родителей (детей, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, оставления детей родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также детей, которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей), возлагается на органы опеки и попечительства, а также на иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь.
Защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, возлагается на комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, а также на иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь.
Ребенок, находящийся в социально опасном положении, может быть признан нуждающимся в государственной защите в случаях, предусмотренных частью первой статьи 85-1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – Кодекс), по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка, а в иных случаях - по решению органа опеки и попечительства.
В случае признания ребенка, нуждающимся в государственной защите, руководителем районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе не позднее двух недель со дня принятия решения о признании ребенка, нуждающимся в государственной защите, утверждается план защиты прав и законных интересов ребенка, в котором определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами.
Порядок, сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, перечень документов, подтверждающих нахождение ребенка в социально опасном положении, а также форма плана защиты прав и законных интересов ребенка устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь (статья 116 Кодекса).
Выявление и учет детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей,
и детей, находящихся в социально опасном положении
Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, ведут их учет и, исходя из конкретных обстоятельств, избирают форму устройства этих детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.
Государственные органы, иные организации, граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в частях первой и второй статьи 116 Кодекса, обязаны немедленно сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения этих детей.
Орган опеки и попечительства в течение трех суток со дня получения сведений о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения родителей обеспечить защиту прав и законных интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Руководители детских интернатных учреждений, государственных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в которых находятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (статья 117 Кодекса).