Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Охрана труда

28 апреля – Всемирный день охраны труда

 

С 2003 года Международная организация охраны труда (МОТ) отмечает Всемирный день охраны труда. Его тема в 2019 году – «Охрана труда и будущее сферы труда».

В преддверии своего юбилея МОТ подводит итог столетних усилий по улучшению положения в сфере охраны труда и строит планы на будущее. Определенные достижения в области обеспечения здоровых и безопасных условий труда на производстве имеются и в Республике Беларусь.

Права на труд, на здоровые и безопасные условия труда относятся в соответствии с Конституцией Республики Беларусь к основополагающим правам граждан. В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности как нанимателей (работодателей), так и работающих. Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты.

Создана действенная система надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в организациях республики, независимо от их ведомственной подчиненности, реализуемая Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, об охране труда и за выполнением коллективных договоров (соглашений) осуществляется профсоюзами.

Начиная с 2002 года в Республике Беларусь реализуются государственные программы по улучшению условий и охраны труда. В настоящее время выполняются мероприятия подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

В рамках реализации государственной политики в области охраны труда органами государственного управления осуществляется работа по следующим направлениям:

1) анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

2) функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда (далее – СУОТ) и, при необходимости, их корректировка;

3) совершенствование СУОТ, направленных на выявление и минимизацию профессиональных рисков травмирования работников, в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

4) проведение ежегодных отраслевых и территориальных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда с целью формирования у работников и руководителей культуры охраны труда;

5) организация и проведение Дней охраны труда и других аналогичных мероприятий в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

6) проведение семинаров по охране труда.

Кроме того, проводятся и общереспубликанские мероприятия по охране труда. Реализуется такая форма профилактической работы, как комплексное осуществление мероприятий в рамках года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики. Так, 2019 год объявлен Годом безопасного труда в строительстве.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда проводится работа по повышению уровня квалификации руководителей и специалистов организаций в области законодательства об охране труда. Органами государственного управления ежегодно проводится проверка знаний у руководителей, должностных лиц, членов комиссий для проверки знаний работников организаций по вопросам охраны труда (в 2018 – 52,3 тыс., 2017 – 47,3 тыс.).

Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций агропромышленного комплекса, организаций, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, а также в иных сферах деятельности практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2018 году продолжили свою работу мобильные группы, созданные при местных исполнительных и распорядительных органах.

Однако, несмотря на принятые заинтересованными меры, в 2018 году возрос уровень производственного травматизма. Так, по данным Департамента государственной инспекции труда и БРУСП «Белгосстрах», в результате несчастных случаев на производстве в 2018 году травмировано 2020 работающих (в 2017 году – 1689), из них погибло на производстве 144 человека (в 2017 году – 115).

Наибольшее количество несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, произошло в организациях Минской области.

Среди пострадавших на производстве в 2018 году 1566 мужчин (77,5 процента) и 454 женщины (22,5 процента), в 2017 году – соответственно 1296 (76,7 процента) и 393 (23,3 процента). Из 144 работающих, погибших на производстве в 2018 году, 134 мужчины (93,1 процента) и 10 женщин (6,9 процента), в 2017 году – соответственно 106 (92,2 процента) и 9 (7,8 процента). В 2018 году, как и в 2017 году, в результате несчастных случаев на производстве пострадало 6 работающих в возрасте моложе 18 лет, при этом в отчетном периоде не допущено случаев гибели несовершеннолетних на производстве (в 2017 году – один случай (ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»).

В результате несчастных случаев на производстве в 2018 году потеря трудоспособности наступила у 154 человек, все из которых признаны инвалидами (в 2017 году потеря трудоспособности наступила у 171 человека, из них инвалидами признано 168 человек).

Среди травмированных и погибших на производстве наибольшее количество составляют работники промышленности. При этом самые высокие коэффициенты частоты травмирования и гибели в 2018 году, как и в 2017, отмечены в лесоводстве и лесозаготовках. Анализ производственного травматизма показывает, что наиболее часто гибнут на производстве работники, имеющие стаж работы по профессии менее 5 лет, при этом почти каждый четвертый погибший – менее 1 года. В 2018 году наиболее часто получали травмы на производстве водители автомобилей и слесаря.

Мониторинг производственного травматизма показал, что основными видами происшествий, повлекших травмирование на производстве в 2018 году, явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего.

Анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве в организациях республики свидетельствует, что большинство подобных происшествий обусловлено неисполнением руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, а также нарушения потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения, что свидетельствует о наличии недостатков и упущений в обеспечении работодателями контроля за соблюдением должностными лицами и работниками требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины, причем это характерно для организаций всех форм собственности.

Несмотря на принимаемые меры, по оперативным данным Департамента государственной инспекции труда, в 2018 году в состоянии алкогольного опьянения в момент травмирования находилось 84 человека, или 4,2 процента от общего числа травмированных (в 2017 году – соответственно 70, или 4,1 процента), среди погибших в 2018 году на производстве в указанном состоянии находилось 24 человека (16,7 процента), в 2017 году – 22 человека (19,1 процента).

Таким образом, резервом снижения уровня производственного травматизма является совершенствование механизма стимулирования работодателей к исполнению своих обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, принятию мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины в организациях, а также повышению эффективности контроля за ее соблюдением.

Основными направлениями работы по обеспечению соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в дальнейшем являются:

развитие законодательства об охране труда с учетом практики его применения, проводимой политики по либерализации предпринимательской деятельности, а также совершенствования технологических процессов, производственного оборудования, улучшения качества сырья и материалов;

выработка эффективного механизма, в первую очередь экономического характера, стимулирующего работодателей к обеспечению безопасности работающих в процессе производственной деятельности;

реализация органами государственного управления и организациями мероприятий подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы;

совершенствование способов осуществления надзорной деятельности за счет смещения акцента с пресечения нарушения законодательства об охране труда на их предупреждение и профилактику;

широкое применение в организациях республики принципов разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения концепции «нулевого травматизма».

28 апреля – Всемирный день охраны труда

 

С 2003 года Международная организация охраны труда (МОТ) отмечает Всемирный день охраны труда. Его тема в 2019 году – «Охрана труда и будущее сферы труда».

В преддверии своего юбилея МОТ подводит итог столетних усилий по улучшению положения в сфере охраны труда и строит планы на будущее. Определенные достижения в области обеспечения здоровых и безопасных условий труда на производстве имеются и в Республике Беларусь.

Права на труд, на здоровые и безопасные условия труда относятся в соответствии с Конституцией Республики Беларусь к основополагающим правам граждан. В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности как нанимателей (работодателей), так и работающих. Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты.

Создана действенная система надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в организациях республики, независимо от их ведомственной подчиненности, реализуемая Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, об охране труда и за выполнением коллективных договоров (соглашений) осуществляется профсоюзами.

Начиная с 2002 года в Республике Беларусь реализуются государственные программы по улучшению условий и охраны труда. В настоящее время выполняются мероприятия подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

В рамках реализации государственной политики в области охраны труда органами государственного управления осуществляется работа по следующим направлениям:

1) анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

2) функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда (далее – СУОТ) и, при необходимости, их корректировка;

3) совершенствование СУОТ, направленных на выявление и минимизацию профессиональных рисков травмирования работников, в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

4) проведение ежегодных отраслевых и территориальных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда с целью формирования у работников и руководителей культуры охраны труда;

5) организация и проведение Дней охраны труда и других аналогичных мероприятий в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

6) проведение семинаров по охране труда.

Кроме того, проводятся и общереспубликанские мероприятия по охране труда. Реализуется такая форма профилактической работы, как комплексное осуществление мероприятий в рамках года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики. Так, 2019 год объявлен Годом безопасного труда в строительстве.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда проводится работа по повышению уровня квалификации руководителей и специалистов организаций в области законодательства об охране труда. Органами государственного управления ежегодно проводится проверка знаний у руководителей, должностных лиц, членов комиссий для проверки знаний работников организаций по вопросам охраны труда (в 2018 – 52,3 тыс., 2017 – 47,3 тыс.).

Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций агропромышленного комплекса, организаций, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, а также в иных сферах деятельности практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2018 году продолжили свою работу мобильные группы, созданные при местных исполнительных и распорядительных органах.

Однако, несмотря на принятые заинтересованными меры, в 2018 году возрос уровень производственного травматизма. Так, по данным Департамента государственной инспекции труда и БРУСП «Белгосстрах», в результате несчастных случаев на производстве в 2018 году травмировано 2020 работающих (в 2017 году – 1689), из них погибло на производстве 144 человека (в 2017 году – 115).

Наибольшее количество несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, произошло в организациях Минской области.

Среди пострадавших на производстве в 2018 году 1566 мужчин (77,5 процента) и 454 женщины (22,5 процента), в 2017 году – соответственно 1296 (76,7 процента) и 393 (23,3 процента). Из 144 работающих, погибших на производстве в 2018 году, 134 мужчины (93,1 процента) и 10 женщин (6,9 процента), в 2017 году – соответственно 106 (92,2 процента) и 9 (7,8 процента). В 2018 году, как и в 2017 году, в результате несчастных случаев на производстве пострадало 6 работающих в возрасте моложе 18 лет, при этом в отчетном периоде не допущено случаев гибели несовершеннолетних на производстве (в 2017 году – один случай (ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»).

В результате несчастных случаев на производстве в 2018 году потеря трудоспособности наступила у 154 человек, все из которых признаны инвалидами (в 2017 году потеря трудоспособности наступила у 171 человека, из них инвалидами признано 168 человек).

Среди травмированных и погибших на производстве наибольшее количество составляют работники промышленности. При этом самые высокие коэффициенты частоты травмирования и гибели в 2018 году, как и в 2017, отмечены в лесоводстве и лесозаготовках. Анализ производственного травматизма показывает, что наиболее часто гибнут на производстве работники, имеющие стаж работы по профессии менее 5 лет, при этом почти каждый четвертый погибший – менее 1 года. В 2018 году наиболее часто получали травмы на производстве водители автомобилей и слесаря.

Мониторинг производственного травматизма показал, что основными видами происшествий, повлекших травмирование на производстве в 2018 году, явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего.

Анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве в организациях республики свидетельствует, что большинство подобных происшествий обусловлено неисполнением руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, а также нарушения потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения, что свидетельствует о наличии недостатков и упущений в обеспечении работодателями контроля за соблюдением должностными лицами и работниками требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины, причем это характерно для организаций всех форм собственности.

Несмотря на принимаемые меры, по оперативным данным Департамента государственной инспекции труда, в 2018 году в состоянии алкогольного опьянения в момент травмирования находилось 84 человека, или 4,2 процента от общего числа травмированных (в 2017 году – соответственно 70, или 4,1 процента), среди погибших в 2018 году на производстве в указанном состоянии находилось 24 человека (16,7 процента), в 2017 году – 22 человека (19,1 процента).

Таким образом, резервом снижения уровня производственного травматизма является совершенствование механизма стимулирования работодателей к исполнению своих обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, принятию мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины в организациях, а также повышению эффективности контроля за ее соблюдением.

Основными направлениями работы по обеспечению соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в дальнейшем являются:

развитие законодательства об охране труда с учетом практики его применения, проводимой политики по либерализации предпринимательской деятельности, а также совершенствования технологических процессов, производственного оборудования, улучшения качества сырья и материалов;

выработка эффективного механизма, в первую очередь экономического характера, стимулирующего работодателей к обеспечению безопасности работающих в процессе производственной деятельности;

реализация органами государственного управления и организациями мероприятий подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы;

совершенствование способов осуществления надзорной деятельности за счет смещения акцента с пресечения нарушения законодательства об охране труда на их предупреждение и профилактику;

широкое применение в организациях республики принципов разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения концепции «нулевого травматизма».